Описание общеобразовательных программ

Прыжки на батуте

I. Общие положения

  1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
    по виду спорта «прыжки на батуте» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке в спортивных дисциплинах вида спорта: индивидуальные прыжки, синхронные прыжки, двойной минитрамп, акробатическая дорожка (в том числе в командных соревнованиях)
    с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте», утвержденным Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31.10.2022 № 878 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте» (Зарегистрирован
    в Минюсте России 05.12.2022 № 71350) (далее – ФССП).
  2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
    на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки, организация деятельности, направленной
    на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях, подготовка спортивного резерва в сборные команды, в том числе спортивные сборные команды Российской Федерации.
    1. Достижение цели Программы осуществляется за счет выполнения задач программы:
  3. сохранение здоровья спортсменов;
  4. положительная динамика роста уровня физической и технической подготовки спортсменов;
  5. повышение функциональных возможностей организма спортсмена;
  6. стабильность выступления на официальных соревнованиях по виду спорта;
  7. стабильность демонстрации высоких спортивных результатов
    на региональных, всероссийских и международных соревнованиях;
  8. сохранность контингента спортсменов высокой квалификации, при условии стабильности выступления на официальных международных, всероссийских и межрегиональных спортивных соревнованиях;
    1. Программа определяет основные направления и условия осуществления спортивной̆ подготовки по виду спорта «прыжки на батуте», содержит нормативную и методическую части, а также систему контроля и зачетные требования. 

Спортивная подготовка осуществляется в соответствии с государственным заданием, утвержденным Департаментом спорта города Москвы, ежегодно, а также в соответствии с субсидией, целевой субсидией и привлечением внебюджетных средств.

Настоящая Программа разработана на основе следующих принципов:

1) комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь всех видов спортивной̆ подготовки (теоретическую, технико-тактическую, физическую, психологическую, методическую, соревновательную);

2) преемственности, определяющего последовательность освоения программного материала по этапам подготовки и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства;

3) вариативности, предусматривающего, в зависимости от этапа подготовки, учет индивидуальных особенностей̆ спортсменов, варианты освоения программного материала, характеризующегося разнообразием средств, методов с использованием разных величин нагрузок для решения задач спортивноӗ подготовки.

  • Характеристика вида спорта и его особенности.

Прыжки на батуте – олимпийский вид спорта, суть которого заключается
в выполнении акробатических упражнений во время высоких, непрерывных ритмических прыжков на батуте.

Выявление сильнейших спортсменов происходит на специальных снарядах, посредством использования упругой деформации опоры и выполнения серии высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела.

В виде спорта присутствуют 4 личные дисциплины и 3 командные.    

Индивидуальные прыжки на батуте представляют собой выполнение упражнений, состоящих из 10 элементов в каждом упражнении. Порядок выполнения элементов определяет сам гимнаст.

Синхронные прыжки выполняются парами, которые должны выполнять одинаковые элементы в одно и то же время. Во время выступления спортсмены должны выполнить одно обязательное и одно произвольное упражнение.

Двойной минитрамп — соревнования состоят из четырех комбинаций
с максимум двумя элементами в комбинации. В каждой комбинации допускается максимум три контакта с сеткой без промежуточных прыжков между элементами.

Акробатическая дорожка — спортсмены исполняют серии прыжков с передним, задним или боковым вращением ритмично с рук на ноги и с ног на ноги
с постоянной скоростью без остановок и промежуточных шагов.

Занятия прыжками на батуте формируют выносливость и развивают силу мышц, координацию. В этом виде спорта велики требования к сохранению равновесия и балансу при скоростном движении в безопорном положении. Под влиянием занятий прыжками на батуте развивается проприоцептивный контроль движений – дифференцирование пространственных, временных и силовых характеристик движения. Движения спортсменов во время выполнения соревновательных комбинаций чаще всего симметричные, одновременные, поочередные. Локомоция происходит вертикально (многократные выпрыгивания). Высокие требования в прыжках на батуте предъявляются к поддержанию ритма движений спортсменов, антиципации, согласованию движений, к контролю перемещений ОЦМ и эффективному опорному взаимодействию (с поверхностью трамплина). Наиболее важный режим работы мышц для представителей этого вида спорта – плиометрический.

Таким образом, прыжки на батуте – сложно-координационный вид спорта,
в котором требуется высокий уровень владения телом (класс «телесной ловкости»), выносливость, высокая стабильность двигательных навыков и помехоустойчивость.

Базовые правила техники безопасности при прыжках на батуте: одновременно на батуте может находиться только один человек; прыгать на батуте разрешается только в носках или чешках; спортивная форма должна быть удобной — трико, футболка, носки или чешки; длинные волосы следует собирать в «пучок», обязательна система страховки при приземлении вне батута; обязательное присутствие тренера на занятии.

История вида спорта берет свое начало в 1930-х годах. Вначале это была система страховки, используемая артистами трапеции, которую изобрёл инженер Джордж Ниссен (США). В 1948 состоялся первый национальный чемпионат США. В 1955 батут пробивается в Пан-Американские Игры и, наконец, в Европу через швейцарского первопроходца Курта Бехлера. Шотландия была первой в Европе страной, которая создала в 1958 году свою собственную Национальную Федерацию. В 1985 году дисциплина оказалась в программе Всемирных Игр в Лондоне.
В 1988 году ФИТ была признана Международным Олимпийским Комитетом.

Прыжки на батуте всё ещё находятся в стадии развития и каждый год набирают новые баллы на международной спортивной арене, активно совершенствуется система судейства на основе видеозаписей соревновательных комбинаций.

II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки

  • Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.

Спортивная подготовка по виду спорта «прыжки на батуте»
в МБУ ДО СШ №3 г.Ставрополя (далее – Учреждение) осуществляется
на следующих этапах спортивной подготовки:

 — этапе начальной подготовки (ЭНП);

 — учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – УТЭ (ЭСС);

 — этапе совершенствования спортивного мастерства (ЭССМ);

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп. Она основана
на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объёма и средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности
в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Многолетняя подготовка в прыжках на батуте спортсменов высокой квалификации предполагает длительность учебно-тренировочного процесса
от 7 лет и более (от новичка до мастера спорта России) и характеризуется следующими особенностями по этапам:

Этап начальной подготовки.

Укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие физических качеств, формирование устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование широкого круга двигательных умений и навыков, освоение основ техники по виду спорта, отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта, приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях, общие знания об антидопинговых правилах.

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации).

Укрепление здоровья, повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки, приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях, формирование спортивной мотивации, знание антидопиновых правил, овладение общими знаниями о правилах вида спорта, овладение навыками самоконтроля, соблюдение учебно-тренировочного плана, режима восстановления и питания.

Этап совершенствования спортивного мастерства.

Повышение функциональных возможностей организма спортсменов, совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки, стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях, поддержка высокого уровня спортивной мотивации, сохранение здоровья спортсменов, формирование навыка профессионального подхода к соблюдению учебно-тренировочного плана и участия в официальных спортивных соревнованиях, режима восстановления и питания, овладение теоретическими знаниями правил вида спорта, приобретение опыта судьи, знание антидопинговых правил.

Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки

Этапы спортивной подготовкиСрок реализации этапов спортивной подготовки
(лет)
Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку зачисления (лет)Наполняемость (человек)
Этап начальной подготовки1-27-118-20
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)58-184-16
Этап совершенствования спортивного мастерстваБез ограниченийс 13 лет — без ограничения2-12

Минимальный возраст указан только для зачисления в Организацию
и определяется ФССП. Максимальный возраст зачисления в Организацию на этапы спортивной подготовки и определяется суммой минимального возраста зачисления и продолжительности данного этапа спортивной подготовки, установленной ФССП.

Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.

Рекомендуется при наличии условий комплектовать группы НП спортсменами примерно равного возраста и/или уровня подготовленности.

На этап начальной подготовки зачисляются юные спортсмены, желающие заниматься прыжками на батуте и имеющие письменное разрешение врача,
и согласие родителей, а также полис страхования жизни от несчастных случаев.
На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники данного вида спорта, выбор спортивной специализации
и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Группы учебно-тренировочного этапа формируются на конкурсной основе
из здоровых занимающихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам спортивной подготовки на этом этапе осуществляется при условии выполнения контрольно-переводных нормативов по общефизической
и специальной подготовке, а также в соответствии с разрядными требованиями
и результатами, показанными на официальных спортивных мероприятиях.

Группы этапа совершенствования спортивного мастерства формируются
из спортсменов, успешно прошедших учебно-тренировочный этап подготовки
(не менее 2-х лет). Перевод по годам спортивной подготовки на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном этапе продолжительность не ограничивается, подготовка спортсменов идет на основе индивидуальных планов.

Требования к количественному и качественному составу групп спортивной подготовки, требования для зачисления или перевода с этапа на этап:

Этапы спортивной подготовкиПериод подготовкиМинимальные требования по спорт. мастерствуВозраст для зачисления
в группы (лет)
Наполняемость групп (чел.)
мин.макс.мин.минмакс.
Этап начальной подготовки1,2 г.Выполнение вступительных/контрольно-переводных нормативов71112-22
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)1,2,3 г.Выполнение вступительных/контрольно-переводных нормативов + III юн.р.,  II юн.р., I юн.р.8185-20
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)4,5 г.Выполнение вступительных/контрольно-переводных нормативов + III р., II р., I р.10185-16
Этап совершенствования спортивного мастерстваНе ограничиваетсявыполнение вступительных/контрольно-переводных нормативов + КМС13без ограничений12

Максимальный возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду города Москвы по виду спорта «прыжки на батуте» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «прыжки на батуте» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.

Фехтование на шпагах

  1. Общие положения
  1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «фехтование» (далее–Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке  в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования спортивной школы № 3 города Ставрополя  с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «фехтование», утвержденным приказом Минспорта России 31.10.2022г. № 277 (далее – ФССП).
  2. Целью Программы является: достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе
    в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.

Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.

Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

 Отбор одаренных детей.

Создание условий для физического образования, воспитания и развития детей.

Формирования знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе и в фехтовании.

Подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни

Спортивная гимнастика

I. Общие положения

1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» (далее Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке МБУ ДО СШ № 3 г. Ставрополя с учетом совокупности минимальных требований                 к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» утвержденным приказом Минспорта России от 09.11.2022 № 953 «1» (далее – ФССП)

2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного                            и поэтапного процесса спортивной подготовки

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки спортсменов, начиная с этапа начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства и предполагает решение следующих задач:

— формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привитие навыков самостоятельного многолетнего физического совершенствования;

— отбор одаренных спортсменов для дальнейшей специализации                      и прохождения спортивной подготовки по виду спорта;

— ознакомление спортсменов с принципами здорового образа жизни, основами гигиены;

— овладение методами определения уровня физического развития                    и корректировки уровня физической готовности;

— получение спортсменами знаний в области спорта, освоение правил вида спорта, изучение истории спортивной гимнастики, опыта мастеров прошлых лет;

— формирование гармонично развитой личности методами физического воспитания на основе знания особенностей спортивной тренировки и методик физической подготовки;

— систематическое повышение мастерства за счёт овладения техническим и тактическим арсеналом во время регулярных тренировочных занятий                      и спортивных соревнований;

— воспитание морально-волевых качеств, привитие патриотизма                     и общекультурных ценностей;

— повышение работоспособности юных спортсменов, расширение их физических возможностей, поддержание высокой физической готовности спортсменов высшего мастерства;

— осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации для пополнения сборных команд края, города;

— подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников                  и судей по спортивной гимнастике.

Нормативная часть Программы определяет задачи деятельности организаций, режимы тренировочной работы, предельные тренировочные

нагрузки, минимальный и предельный объем соревновательной деятельности, требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию, требования к количеству и качественному составу групп подготовки, объем индивидуальной спортивной подготовки, структура годичного цикла.

Для каждого этапа спортивной подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педагогического

и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной роботе и психологической подготовке, инструкторской

и судейской практике. Дана классификация основных восстановительных средств и мероприятий.

Характеристика вида спорта

Спортивная гимнастика олимпийский вид спорта и входит в программу Олимпийских игр с 1896 года. Спортивная гимнастика представляет собой многообразный, сложно-координационный вид спорта для мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин, в который включается выполнение движений на гимнастических снарядах, вольные упражнения и опорные прыжки. Мужские виды гимнастического многоборья содержат вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, и опорный прыжок. Женское гимнастическое многоборье включает в себя опорный прыжок, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и вольные упражнения.

В настоящее время на международных и всероссийских соревнованиях гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины

 и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (6 у мужчин и 4 у женщин). Достижения мастерства в спортивной гимнастике невозможно без освоения сложных гимнастических элементов, элементов акробатики, танцев

и хореографии.

Главная особенность спортивной гимнастики — большое разнообразие гимнастических движений. Именно это дает возможность оказывать широкое воздействие как на весь организм в целом, так и на развитие определенных частей и органов тела. Спортивная гимнастика удивительно гармоничный вид спорта, который вырабатывает не только технические навыки, но и силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений, чувство командной ответственности, формирует целеустремленность и силу характера.

Во Всероссийском реестре видов спорта в спортивной гимнастике выделяют десять спортивных дисциплин в

Дисциплины вида спорта — спортивная гимнастика (женская)

(номер — код — 0160001611Я)

ДисциплиныНомер-код
командные соревнования  016 001 1 6 1 1 Я
многоборье016 002 1 6 1 1 Я
вольные упражнения016 003 1 6 1 1 Я
опорный прыжок016 006 1 6 1 1 Я
разновысокие брусья016 009 1 6 1 1 Б
бревно016 010 1 6 1 1 Б
Дисциплины вида спорта — спортивная гимнастика (женская)

Спортивная акробатика

I. Общие положения

1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «спортивная акробатика» (далее – Программа)                                     предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке в МБУ ДО СШ №3 города Ставрополя с учетом совокупности                                   минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «спортивная акробатика», утвержденным приказом Минспорта России от 02 ноября 2022 г. № 910 (далее – ФССП).

2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.

Характеристика вида спорта.

Спортивная акробатика – один из самых технически и координационносложных видов спорта, объединяющий многочисленные группы физических упражнений, демонстрирующих искусство владения собственным телом. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как силу, ловкость, быстроту, координацию движений.  Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта.

Спортивная акробатика – это вид спорта, который даёт нагрузку на все мышечные группы.

Мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры — вот основа акробатических упражнений. Элементы акробатики, такие как вращения тела, сохранение равновесия в необычных, разнообразных условиях опоры, используются во многих видах спорта.

Соревнования по спортивной акробатике проводятся по 5 дисциплинам:

Женские пары

Мужские пары

Смешанные пары

Тройки

Четверки

Упражнения, выполняемые в спортивной акробатике, делятся на 3 вида:

 Балансовое, Динамическое и Комбинированное, каждое с их собственными характеристиками.

                   Все упражнения должны быть выполнены под музыку на гимнастическом помосте 12х12 метров, соответствующим нормам оборудования ФИЖ.

                   Упражнения должны начинаться со статического положения, продолжаться хореографической композицией   и заканчиваться статическим положением.

Структура упражнения — это часть искусства.

Имеются Специальные Требования и ограничения для структуры каждого упражнения.

                             Все упражнения состоят из парных или групповых и индивидуальных  элементов характерных для данного упражнения.

Балансовые упражнения должны демонстрировать силу, баланс, гибкость и ловкость.

Динамические упражнения должны демонстрировать полет с выполнением   бросков и ловлей.

Комбинированные упражнения должны демонстрировать характеристики как Балансовых, так и Динамических упражнений.

Характеристика балансовых упражнений заключается в том, что партнеры находятся в постоянном контакте в течение всего времени, пока выполняются парно-групповые элементы. Парные/групповые балансовые элементы включают в себя статические удержания, входы или движения из одного статического положения  в другое.

В динамических упражнениях участники должны демонстрировать полеты, как индивидуально, так и с помощью, используя разнообразие направлений, вращений, поворотов, различных форм тела и прыжков.Характерной особенностью динамических элементов является полет, выполняемый с помощью и с кратковременным контактом между партнерами, которые содействуют полету или останавливают его.

Упражнения, выполняемые спортсменами, представляют собой единое композиционное целое, объединяющее парно-групповые элементы, индивидуальные элементы и акробатические прыжки, хореографические элементы и связки.

Упражнения должны соответствовать специальным требованиям и иметь необходимую для данного разряда трудность.

Для ребенка рекомендуется начинать занятия как можно раньше (оптимальный возраст для начала тренировок в группе начальной подготовки составляет 6 лет). Если начинать занятия по акробатике позже, то достичь отличной гибкости и растяжки юному акробату будет сложнее, и его спортивная карьера начнется значительно позже сверстников. Современные требования для десятилетних спортсменов заставляют браться за освоение программы для кандидатов в мастера спорта.

          Согласно Единой всероссийской спортивной классификации спортивное звание «Мастер спорта России» присваивается с 14 лет, спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» — с 10 лет, 1 спортивный разряд — с 9 лет.

               Важнейшей составляющей успеха в достижении высокого спортивного результата в спортивной акробатике является подбор партнеров (верхнего и нижнего) по возрастным, антропометрическим, физическим данным, по складу характера.

Специфика вида спорта состоит в том, что в составе пары, группы занимаются разные по возрасту спортсмены. Максимальная допустимая разница в возрасте между партнерами 6 лет. И тренеру необходимо подбирать партнеров не только согласно возрасту, а также учитывать росто-весовые показатели, антропометрические данные. Все это очень актуально при оценивании артистизма.

Проблема вида спорта, что девочки (верхние) быстро растут, «оформляются», набирают вес, и у тренера стоит задача, как можно дольше сохранить подобранный состав, ведь меняя одну из партнерш приходиться порой начинать всю работу с нуля. И нижние девочки бывает за свою спортивную карьеру меняют 2-4 верхних, на что тратится время, за которое необходимо сработаться и подобрать необходимую программу, изменить композиции.

Отличительные особенности вида спорта «спортивная акробатика»

Отличительная особенность спортивной акробатики заключается в том, что этот вид спорта включает в себя сочетание сложно-координационных элементов с танцевальными движениями.

Спортивная акробатика — один из популярных и зрелищных видов спорта. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения способствуют развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта.

Занятия акробатикой помогают всестороннему развитию физических качеств и укреплению здоровья и развития осанки. Ежедневные тренировки, включающие в себя прыжки, поддержки, броски развивают координацию, силу, гибкость и выносливость, а также грацию и красоту движений.

В танцевальной композиции спортсменов учат выражать свой характер и индивидуальность. Пластика и артистичность в каждом движении показывает всю красоту и изящество данного вида спорта, а выполнение сложно-координационных элементов представляет всю зрелищность акробатики.

Помимо физических качеств, акробатика способствует развитию личностных качеств, таких как целеустремленность, упорство, уверенность в своих силах, эмоциональная устойчивость, ответственность и способность адекватно реагировать на ситуации.

В добавление к вышесказанному, можно сказать, что спортсмен- акробат часто бывает успешнее сверстников в учебе, благодаря высокой степени концентрации внимания.

Акробатические упражнения — это различные движения, связанные с    переворачиванием тела с опорой и без опоры (в полете), с сохранением равновесия (балансированием) самостоятельно или с помощью одного или нескольких партнеров.

Во всех видах акробатики существует единая система подготовки.

Упражнения квалификационной программы представляют собой свободные передвижения по гимнастическому ковру, включающее в себя: акробатические прыжки, упражнения в балансировании и элементы танца, пластики, хореографии .

II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки

3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и минимальные возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.

Этапы спортивной подготовкиСрок реализации этапов спортивной подготовки        (лет)Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет)Наполняемость (человек)
Этап начальной подготовки2-3610
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)2-586
Этап совершенствования спортивного мастерстване ограничивается104
Этап высшего спортивного мастерстване ограничивается142
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и минимальные возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.

     В основу комплектования групп положена обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнение разрядных нормативов, стажа занятий и возраста занимающихся).

     Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту, уровню спортивной подготовки, стажу занятий. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим тренировочной  работы.

Перевод учащихся  на следующий год обучения  производится на основании выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки и разрядных требований.

       Разрядные требования выполняются на квалификационных соревнованиях. Результаты соревнований фиксируются в протоколах соревнований и являются основанием для учета спортивных результатов.

        Досрочный перевод учащихся на следующий этап подготовки производится решением тренерского совета с учетом стажа занятий и выполнения учащимися переводных нормативов по ОФП, СФП и разрядных требований в соответствии с модельной характеристикой для данного этапа.

        Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил ТБ на тренировочных занятиях.

        Возраст спортсменов определяется годом рождения и является минимальным для зачисления с спортивные группы.

          В связи со спецификой вида спорта, допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися спортсменами из разных групп (этапов спортивной подготовки).